Основная образовательная программа МКДОУ Елизаветовский д/сад (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство, под научной редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, рабочей группой педагогов МКДОУ Елизаветовский д/сад, с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки и позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.
МКДОУ при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не используется.
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООП ДОУ
О реализуемых образовательных программах в рамках существующей основной образовательной программы
(смотреть расчет парциальных программ)
1 .ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ (ИНВАРИАНТНАЯ) ЧАСТЬ ООП ДОУ (64%):
Составлена с учетом "Детство" Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.
Нормативный срок освоения - 5 лет.
Форма обучения: очная
В соответствии с п. 1 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится.
Язык, на котором осуществляется обучение и воспитание: русский язык.
При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.
2. ЧАСТЬ ООП ДОУ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (36%):
"Программа развития речи детей". О.С. Ушакова.
Нормативный срок освоения 4 года
Форма обучения: очная
В соответствии с п. 1 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится.
Язык, на котором осуществляется обучение и воспитание: русский язык.
При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.
В основе программы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе решение главной задачи – развитие связной речи.
"Ладушки". И.М. Каплунова, И.И. Новоскольцева. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Нормативный срок освоения - 4 года.
Форма обучения: очная
В соответствии с п. 1 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится.
Язык, на котором осуществляется обучение и воспитание: русский язык.
При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.
Цель программы «Ладушки» – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
"Цветные ладошки". А.И. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
Раздел "Лепка, аппликация"
Форма обучения: очная
Нормативные сроки обучения: 4 года
В соответствии с п. 1 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится.
Язык, на котором осуществляется обучение и воспитание: русский язык.
При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.
Раздел "Рисование"
Нормативный срок освоения - 5 лет.
Форма обучения: очная
В соответствии с п. 1 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится.
Язык, на котором осуществляется обучение и воспитание: русский язык.
При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Художественная деятельность – специфическая по-своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)).
10. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Региональный уровень
1. План мероприятий («дорожная карта») Воронежской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Воронежской области №119-р от 28.02.2013г.
2. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О введении ФГОС ДО на территории Воронежской области» №63 от 24.01.2014г.
3. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О введении в действие ФГОС ДО в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования» №761 от 09.07.2014г.
Муниципальный уровень
1. План мероприятий («дорожная карта») Павловского муниципального района «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением администрации Павловского муниципального района №119-р от 05.03.2014г.
2. Приказ МООМПиС «О введении ФГОС ДО на территории Павловского муниципального района» №41§3 от 13.03.2014г.
Функции ООП ДО
Дошкольное образование как первый уровень общего образования призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в информационном поликультурном обществе.
1. Цели и задачи Программы.
Цель Программы: создать каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации;
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка, как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащение развития ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации- индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей, способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, размышлению, развитие умственных способностей;
- пробуждение творческой активности, воображения, творческой активности;
- разнообразное взаимодействие дошкольников с различными формами культуры;
- приобщение ребенка к культуре своей страны, воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию;
Принципы и подходы.
- Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Реализация программы нацелена на:
- создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей;
- обеспечение разнообразия детской деятельности;
- ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально- комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Принципы программы (в соответствии с программой «Детство»):
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом дошкольного образования;
2. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
3. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
4. Принцип сотрудничества с семьей;
5. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам;
6. Принцип формирования познавательных интересов детей и действий детей в различных видах деятельности;
7. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования;
8. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
Кроме того, при разработке Программы нами учитывались научные основы и базовые идеи программы, определённые примерной образовательной программой «Детство»:
- Идея о развитии ребенка, как субъекта детской деятельности;
- Идея о феноменологии современного дошкольного детства;
- Идея о целостности развития ребенка, как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъективности и ее проявлений - инициативы, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
Программа разработана педагогическим коллективом МК ДОУ Елизаветовский д/сад, принята на заседании педагогического совета и утверждена приказом ДОУ.